Водитель, не согласившись с результатами замеров, попытался отменить штраф за тонировку. Он дошел до Верховного суда, доказывая, что замеры тонировки были сделаны не по ГОСТу. Суд указал, когда инспекторы ГИБДД могут пользоваться прибором.
О попытках обжаловать штрафы за тонировку, потому что инспекторы не измерили стекла, несколько раз рассказывали Autonews.ru сами сотрудники. Один из таких несогласных водителей даже дошел до Верховного суда. Он утверждал, что замеры не соответствовали ГОСТу, поэтому результатам доверять нельзя. Водитель утверждал, что инспекторы должны были сделать как минимум три разных замера и определить средний уровень глубины тонировки. Однако вместо разрешенного светопропускания боковых стекол
70%, прибор показал 6,6%. В итоге Верховный суд окончательно разъяснил, какие штрафы за тонировку можно считать законными, и какие требования должны соблюдать инспекторы ГИБДД при проведении замеров.
Водитель решил, что тонировку нужно измерять несколько раз
Длительная судебная тяжба началась два года назад. Вечером в августе 2020 года в Череповце инспекторы ГИБДД остановили автомобилиста на Hyundai Creta. Измерив уровень тонировки, они выяснили, что светопропускание «стекол, обеспечивающих боковую видимость водителя» составляет всего 6,6% вместо разрешенных ГОСТом 70%. Измерения проводились прибором «Тоник»: инспекторы могли даже показать водителю данные о сертификате утверждения типа измерительных приборов и информацию о том, что прибор прошел поверку. Весь процесс измерения был снят на видео. В результате водитель был оштрафован на 500 рублей, согласно части 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ, а инспекторы составили предписание об устранении нарушения.
Водитель решил оспорить это наказание: в своей жалобе он указал, что условия измерения нарушают ГОСТ 32565-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия». Водитель указал, что для легитимности подобных испытаний инспектор ГИБДД должен проводить замеры только при положительной температуре и в нескольких точках.
Нижестоящие суды оставили постановление в силе. Судьи указали, что положения ГОСТ 32565-2013 распространяются только на измерения тестовых образцов стекла для автомобилей: их нужно соблюдать только при сертификации продукции. Тогда измерения действительно должны проводиться несколько раз в разных точках с последующим выведением среднего арифметического. Однако соблюдение этих требований, когда инспекторы ГИБДД измеряют светопропускание стекол сертифицированным и поверенным прибором, не требуется. Более того, эти нормы не применимы для придорожных измерений, а «профессиональный» ГОСТ уже потерял свою актуальность.
«Порядок проведения измерений в трех точках и вычисления среднего арифметического результатов измерений не предусмотрен руководством по эксплуатации прибора «Тоник», который используется сотрудниками для измерения коэффициента светопропускания стекол автомобилей и соответствия стекол требованиям ПДД», — говорится в решении Череповецкого городского суда Вологодской области.
Верховный суд: для измерения тонировки лобового стекла достаточно поверенного прибора
В результате водитель был вынужден дойти до Верховного суда. Там рассмотрели жалобу осенью 2022 года и решили, что оснований для отмены постановления нет: они полностью поддержали разъяснения нижестоящих судов. Как рассказал Autonews.ru капитан милиции в отставке Валентин Ильинов, который сейчас занимается юридическим консультированием действующих сотрудников ГИБДД, такая позиция Верховного суда означает, что для признания измерений у инспекторов должен быть сертифицированный и поверенный прибор. В этом случае водителям бесполезно оспаривать результаты.
«У каждого прибора для измерения тонировки есть свои индивидуальные технические условия, когда их можно применять. Самих приборов достаточно много — есть «Тоник», есть «Лайт» и другие. Каждый из них подходит для работы в условиях определенной температуры, влажности, для определенной толщины стекла и так далее. Кроме того, большинство приборов могут работать даже в дождь, поэтому получается, что на дорогах практически нет условий, в которых невозможно измерить тонировку», — рассказал Ильиных.
В то же время эксперт отметил, что некоторые приборы не могут работать в очень холодную погоду. Например, прибор «Тоник» может работать только при температуре не ниже -10 °C. Такие требования прописаны в инструкции к прибору. Но тогда вместо него можно использовать «Лайт» — он работает при температуре до -40 °C.
«Инспекторы знают, какой прибор подходит для какой погоды, и все приборы должны регулярно проверяться — инспекторы проверяют актуальность данных этих приборов перед выездом на службу», — сказал Ильиных.
Как рассказали действующие инспекторы ГИБДД из разных регионов, они также сталкивались с примерами жалоб на штрафы за тонировку, которые водители пытались оспорить именно из-за якобы ошибок в процедуре измерения.
«Жалобы пишутся по тем же шаблонам, которые водители находят в Интернете или которые им предлагают юристы, уверяя, что эти проверки можно оспорить на основании несоответствия ГОСТам, — подтвердил Ильиных. — Мы видели эти жалобы на три измерения и на то, как мы должны рассчитывать средние показатели на их основе. Тексты одни и те же. Но эти жалобы связаны только с тем, что водители не хотят быть «разоблаченными» и ищут лазейки, как избежать ответственности».
Несколько опрошенных инспекторов ГИБДД в беседе с Autonews.ru подтвердили: водители часто не хотят снимать пленку на месте, а нарушения часто бывают очень грубыми. «Я встречал такие машины, где даже светопропускание лобового стекла составляло 3-5%. Некоторые наклеивают эту пленку в два слоя на лобовое стекло — два слоя пленки с пропусканием 5%. А если она наклеена сзади, то они сдают назад только с открытыми дверями, потому что ничего не видно. Они клеят себе мыльной пеной в гараже, потом не хотят снимать», — поделился один из инспекторов.
По словам Ильиных, после решения Верховного суда спорить с инспекторами по поводу тонировки станет еще сложнее.
«Верховный суд сказал прямо: у прибора есть инструкция по эксплуатации. Если в этом документе не сказано о необходимости трехкратного замера, то инспектор не обязан это делать. Вы можете измерить светопропускание в любой точке, оно везде будет одинаковым. Не имеет значения, в каком месте на стекле инспектор измерил тонировку. Если тонировка есть, то это нарушение», — резюмировал эксперт.
В свою очередь, юрист Сергей Смирнов добавил, что прямых запретов на проверку тонировки в снег, дождь, туман или другую плохую погоду нет. В беседе с Autonews.ru эксперт пояснил: информация о том, в каких условиях можно использовать прибор, прописана в инструкции по эксплуатации. Если там нет указания на такой запрет, то оспорить штраф на этом основании не получится.