В центральной России наступило настоящее лето — солнечное и жаркое. Жара тяжело переносится не только людьми, но и двигателями. Традиционно считается, что холодный запуск зимой — серьезное испытание для двигателя, но в действительности жара для автомобиля опаснее, чем холод. Вы должны быть готовы к этому, особенно сейчас, когда автомобили страдают от жары, и, возможно, подготовиться к тому, чтобы вывезти всю семью на юг.
«На всю жизнь».
Интересно отметить, что некоторые производители автомобилей смело заверяют, что масло в автоматической коробке передач будет служить «всю жизнь» без необходимости замены, однако замена антифриза является обязательной частью планового технического обслуживания. Таким образом, многие автомобилисты с радостью соглашаются ездить на старом масле и … С таким же успехом можно забыть об антифризе. Говорят, что если с коробкой передач ничего не случится, то антифриз не принесет никаких сюрпризов. Даром, между прочим! Антифриз имеет относительно ограниченный срок службы. В зависимости от марки он составляет от двух до четырех лет, иногда до пяти и очень редко до десяти лет. И каждый, кто хочет достичь высшего уровня просветления в уходе за своим автомобилем, знает, что антифриз, как и тормозную жидкость, лучше менять каждые два года. Все остальные могут менять его как минимум раз в четыре года, а «гонщики» обычно не меняют его вообще.
Что произойдет, если вы будете ездить со старым, даже высококачественным антифризом? Последствия будут довольно печальными, хотя и не всегда эффективными.
Во-первых, из любого антифриза со временем уходит вода. Больше плохого антифриза и меньше хорошего, но он выводится. Вода вызывает коррозию компонентов системы охлаждения. Другими словами, старый антифриз сокращает срок службы системы охлаждения. В самых запущенных случаях любая часть системы может быть преждевременно перегружена, выплескивая старый антифриз и быстро (иногда смертельно) перегревая двигатель.
Во-вторых, как бы ни старались инженеры уменьшить вредное воздействие антифриза на детали системы, она все равно постепенно стареет и загрязняет антифриз своими отработанными продуктами. И чем она старше, тем больше в ней примесей. Они засоряют радиаторы и снижают их эффективность. Системе трудно поддерживать рабочую температуру, ей приходится чаще включать вентилятор, а в насосах с электронным управлением ЭБУ включает его даже при полной мощности. Конечно, все это быстрее изнашивается, и температура не всегда возвращается к норме. А когда вместо чистого антифриза в системе медленно образуется коричневый осадок, любой насос буквально изнашивается: ему трудно перекачивать этот осадок. Затем частицы шлама сильно изнашивают лопасти рабочего колеса насоса.
В принципе, достаточно беспокоиться о здоровье своего автомобиля. Но антифриз может быть не только старым, но и некачественным (например, поддельным). И тут возникают другие проблемы. Например, такой антифриз может закипать при довольно низких температурах (стандарт для антифриза — 106-108°C при нормальном атмосферном давлении), он вырывает патрубки и разъедает алюминиевый сплав блока, все радиаторы, помпу и термостат кислотой, содержащейся вместо этиленгликоля.
Вывод очевиден: иногда необходимо менять антифриз. И менять его надо на хорошую жидкость, а не на жидкий ужас, добавляемый в гаражах. Кстати, можно ли как-то отличить настоящий антифриз от подделки?
Осадок и пена
Если подойти к вопросу серьезно, то домашние тесты и быстрая проверка на глаз — не самые точные методы выявления поддельного антифриза. Качество охлаждающей жидкости можно проверить только в лаборатории, но иногда может потребоваться срочный ремонт с заменой охлаждающей жидкости. Тогда вам приходится тащиться в ближайший магазин и покупать то, что есть. Если это классический придорожный магазин с неприметной вывеской «автозапчасти», там можно продавать все, что угодно. Поэтому рекомендуется провести минимальную проверку.
Лучше всего подходят прозрачные канистры, содержимое которых, по крайней мере, легко просматривается. Сначала переверните банку вверх дном: антифриз абсолютно не принимает осадок. Если есть даже небольшой осадок, следует отказаться от покупки. Если осадка нет, необходимо встряхнуть банку и посмотреть на пену. Он может появиться, но через две-три секунды он должен полностью успокоиться. Если пена остается дольше, это что-то плохое, а не антифриз.
Есть и другие тесты антифриза с содой и лакмусовой бумагой, но, честно говоря, я не вижу в этом смысла: вряд ли кто-то лезет в автозапчасти с содой и открывает там банки с антифризом для проверки. И если вы можете купить лакмусовую бумажку, значит, вы можете купить хороший антифриз — он гораздо чаще встречается в продаже, чем эта бумажка. Но давайте объясним, что такое сода: Это позволяет выявить дешевую подделку кислоты, которая там очень распространена. Если в такой «антифриз» добавить соду, то происходит заметная реакция. В обычном антифризе ничего не происходит. Провести такой эксперимент в магазине довольно проблематично, но вы, по крайней мере, можете проверить антифриз, который покупаете, прежде чем залить его. На самом деле, лучше потратить на несколько сотен рублей больше на канистру охлаждающей жидкости, чем десятки тысяч на ремонт.
Но после заливки можно проверить один параметр — цвет антифриза. Если на следующий день он уже грязный (ржавый или мутный), то лучше его выбросить — это подделка. Хороший антифриз не должен быстро темнеть. При условии, конечно, что антифриз в автомобиле меняли хотя бы изредка и что система охлаждения не напоминает канализацию в общежитии.
Кстати, о цвете. Как легко запомнить, какие цвета антифриза можно смешивать, а какие нет?
Красный и зеленый.
С заменой антифриза все относительно просто: заменяйте его каждые 2-4 года на не поддельный — и все будет в порядке. Но при смешивании антифриза все гораздо сложнее. Прежде чем говорить об этом, сразу сделаю большую оговорку: цвет не является показателем состава антифриза, это просто краситель, который может меняться. Поэтому смешивать антифриз «наугад» по цвету, как правило, не очень хорошая идея. Чтобы знать, что вы смешиваете, храните канистру с остатками антифриза в багажнике или просто сфотографируйте емкость. Теперь давайте вступим на опасную территорию вопроса о смешивании «коктейлей».
Короче говоря, нельзя смешивать красный и зеленый антифриз. Но это очень приблизительно, потому что цвет — это не главное. Обозначения G11, G12, G12+, G12++ и G13 дают более точную информацию.
G11 — это обычный этиленгликолевый антифриз с неорганическими ингибиторами коррозии. Он подходит для автомобилей с медными или латунными радиаторами. В новый автомобиль с алюминиевым радиатором нельзя заливать антифриз G11.
G12 и G12+ — это также этиленгликолевые антифризы, но карбоксилированные органическими ингибиторами коррозии.
G12++ — это этиленгликолевый антифриз в форме лобрида. Он содержит как органические ингибиторы коррозии, так и соединения кремния. И это антифриз G12++, который теоретически может прослужить до десяти лет. Все другие антифризы не способны обеспечить такую услугу.
А самые современные антифризы — это пропиленгликоль (или лобрид второго поколения) с обозначением G13.
Разумеется, существует взаимосвязь между составом антифриза и его цветом. G11 обычно зеленый, но может быть и синим. G12 и G12+ — ярко-красные, G12++ может быть красным или фиолетовым, а G13 обычно желтый или оранжевый. Уже запутались? И, наконец, существуют также гибридные антифризы (содержащие как соли карбоновых кислот, так и неорганические соли), цвет которых может быть самым разным — желтым, а также оранжевым и зеленым. А все остальные цвета являются условными: они не регламентируются, поэтому производитель имеет право сделать простой антифриз G11 и окрасить его, например, в желтый цвет. В этом нет ничего противозаконного, так что не зацикливайтесь на цвете. Лучше посмотреть на букву G и стоящие за ней цифры и запомнить: нельзя смешивать только G11 и G12 (т.е. нормально зеленый и нормально красный). Все другие антифризы можно смешивать. Однако при соблюдении некоторых условий.
Вы можете, но не обязаны
Доливать антифриз можно только из той же канистры, которая использовалась для заполнения системы охлаждения. Второй, сравнительно безопасный вариант — долить другой антифриз, но того же производителя. Тем не менее, производители могут использовать разные компоненты, и смешивание этих компонентов ни в коем случае не желательно. Но если у вас на складе есть только антифриз другой компании, вам предстоит принять решение. Если вам нужно добавить 200 грамм, то лучше добавить дистиллированную воду. Да, плотность антифриза уменьшится, что плохо, но если система охлаждения исправна, ничего страшного не произойдет. Однако, если вам необходимо добавить больше, вам нужно будет добавить подходящий антифриз. Обратите внимание, что G12, G12+, G12++ или G13 могут быть смешаны без критических последствий. Самое главное — не смешивать G11 и G12 непреднамеренно. Также не смешивайте охлаждающую жидкость с антифризом и разными охлаждающими жидкостями (синей и красной).
Хотя весь антифриз подлежит замене — можно ездить и на смеси, но это крайне нежелательно. И особенно при замене, если вы хотите перейти со старого антифриза G11 на более новый G12: Это требует очень тщательной промывки всей системы. И не факт, что система охлаждения старого автомобиля принимает его безболезненно.
Самое простое и правильное решение — заливать антифриз той марки, которая рекомендована производителем. Он лучше всех знает, какие материалы используются в системе охлаждения и какой антифриз может повредить ее, а какой гарантирует долгий срок службы.