Все электромобили (ЭСИМ), ввозимые в Российскую Федерацию, должны быть оборудованы ограничителем скорости по требованию их производителей.
Было решено, что электрические скутеры, моноциклы и гироскутеры относятся к категории ЭСИМ. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации рассказало о работе по подготовке стандартов, перечисляющих требования к этим альтернативным транспортным средствам. Основным разработчиком является ФГУП «НАМИ», в подготовке документа также участвует Департамент транспорта Москвы. Пока что проект находится на стадии утверждения.
По данным «Коммерсанта», национальные стандарты, которые будут разработаны Министерством промышленности и торговли, будут включать сертификат о том, что все электросамокаты, моноциклы и гироскутеры, ввозимые в Россию и производимые в стране, соответствуют новым требованиям. На сегодняшний день ЭСИМ проверяют лишь на «электромагнитную совместимость».
Основное требование национального стандарта заключается в том, чтобы производители установили максимальную скорость таких транспортных средств на уровне 25 км/ч. Как отмечается в публикации, в настоящее время схожие правила действуют в каршеринговых сервисах (имеется ввиду краткосрочная аренда электросамокатов). В будущем эти же правила будут применяться ко всем транспортам ЭМИС, продаваемым в магазинах.
Согласно национальным стандартам, спутниковые системы смогут обеспечивать соблюдение ограничений скорости ESIM в определенных зонах (например, в парках). Ожидается, что система будет обеспечивать «отличительный и видимый световой сигнал», а также автоматический режим «пешеход», ограничивающий скорость электроскутеров до 6 км/ч или менее.
Техника ЭСИМ должна быть настроена таким образом, чтобы при неисправности в системе питания транспортные средства замедлялись до полной остановки, а для моноколёс необходимо предусмотреть ещё и звуковой сигнал. Если водитель по ошибке нажал на ручки тормоза и акселератора одновременно, транспортное средство должно тормозить. Ещё законодатели указали, что для включения двигателя нужно, что пользователь не только активировал «газ», но и нажал ещё на какую-либо кнопку (чтобы избежать случайного запуска мотора).
В требованиях указано, что площадь противоскользящей поверхности на электросамокатах должна быть не менее 150 кв. см, а диаметр шин – не менее 125 мм, ширина – не менее 25 мм. Ещё один пункт предполагает, что все электрические средства индивидуальной мобильности должны иметь световозвращатели. Фары спереди и задние фонари обязательны для тех ЭСИМ, которые способны разогнаться до 25 км/ч. Маркировка должна включать в себя информацию о названии производителя, классе, максимальной скорости, дате выпуска, мощности и максимально допустимой массе.
Отметим, на сегодняшний день юридический статус электросамокатов и моноколёс по-прежнему не определён. Сейчас ГИБДД причисляет к пешеходам пользователей СИМ мощность моторов которых не превышает 250 Вт, к водителям мопедов приравниваются те, кто используют электросамоката с отдачей от 0,25 до 4 КВт, если показатель выше, то они оказываются равны собственникам мотоциклов.
Научный центр безопасности дорожного движения МВД недавно представил статистику за 2021 год по дорожно-транспортным происшествиям с участием ЭСИМ. В общей сложности за прошлый год произошло 672 таких аварии (на 67,5% больше, чем в 2020 году), в них погибло 20 человек, травмы получили 704 участника. По подсчётам, в 10% случаев участвовали люди на самокатах каршеринговых сервисов. Кроме того, отмечается, что 51% ДТП пришёлся на СИМ мощность моторов которых равна 0,25-4 КВт, в 11% аварий отдача превышала 4 КВт.